Объекты Бионики и Биотехнологии
Герман Евсеевич Кричевский
Оглавление.
Введение
1. История бионики
2. Определения и термины в бионике
3. Задачи и уровни развития бионики
4. Объекты живой природы и их функции как модели для решения технических задач
5. Биологические материалы и их принципиальное отличие от рукотворных материалов
6. Растительный мир и бионика
7. Животный мир и бионика
8. Бионика и TRIZ
9. Бионика и современный «умный» текстиль
10. Экономика и бионика
11. Основные выводы
12. Послесловие автора
13. Литература
14. Фотоальбом
Введение.
Почему автор, по образованию химик-технолог, даже более узко – химик-текстильщик, последовательно в своих книгах обращавшийся к более общим, фундаментальным проблемам и явлениям, таким как фотохимия, диффузия и сорбция, нанотехнологии, NBIC-технологии, теперь проявил интерес к новому направлению науки и практики – бионике (назовем ее пока так, как принято).
Причин несколько. Во-первых, люблю осваивать новые области, вообще, люблю учиться, а заодно пытаюсь учить других. Во-вторых, все эти фундаментальные области науки имеют непосредственное отношение к древней и вечно молодой технологии производства текстиля, особенно к химической технологии текстиля. Так было всегда, от начала цивилизации до настоящего времени. Производство текстиля, и, конечно, его химико-технологические принципы, всегда брало на вооружение самые передовые достижения химии, физики, математики, материаловедения. А сегодня производство нового поколения умного текстиля (в широком смысле) невозможно без самых современных NBIC- (нано-, био-, инфо-, когнито-) технологий и, конечно, без бионики, как составной, но вполне самостоятельной, определившейся части в области современной науки и практики. В-третьих, специалистов в области производства текстиля (и не только) необходимо постоянно и очень настойчиво просвещать и не давать им замыкаться на узкоспециальных проблемах технического характера. Убеждать их, что производство современного текстиля – это не отдельная, замкнутая традиционная технология, мало изменившаяся с момента ее зарождения. Так или почти так учат студентов в российских текстильных и родственных вузах. Это не просто так, а совсем не так. Производство текстиля стало объектом самых передовых технологий 21-ого века, междисциплинарной и межотраслевой областью знаний и практики.