Конспект Урока Современное Состояние и Перспективы Биотехнологии

Семинар проводится после изучения темы «Генная инженерия» в разделе «Обмен веществ и энергии» и рассчитан на два академических часа. Подготовка к занятию начинается за две-три недели до его проведения. Учитель сообщает ребятам круг вопросов, выносимых на обсуждение, а также перечень литературы, которая может быть ими использована при подготовке к семинару. При проведении урока в соответствии с пятью рассматриваемыми вопросами все учащиеся класса разбиваются на пять групп, каждая из которых получает свое задание.
Задания для группы № 1. «Потенциальная опасность генно-инженерных методов»1) В чем проявляется потенциальная опасность генно-инженерных методов? Приведите конкретные примеры.
2) Правомерны ли предложения о полном запрете генной инженерии? Выскажите свою точку зрения.
3) Нужны ли особые меры техники безопасности при проведении генно-инженерных работ? Если да, то в чем они должны заключаться?
Задания для группы № 2. «Биоэтика. Центральные постулаты биоэтического кодекса»
1) Что такое этика и какие задачи она решает?
2) Почему появилась необходимость в вычленении биоэтики?
3) Перечислите центральные постулаты биоэтического кодекса.
Задания для группы № 3. «Этические проблемы генной инженерии»
1) Каково значение генной инженерии для медицины? Приведите конкретные примеры.
2) Почему генно-инженерные методы связаны с этическими проблемами?
3) Выскажите свое мнение, что лучше - применение генной диагностики в предродовой период, когда выявление наследственных дефектов может привести к отказу от рождения ребенка, или отказ от такой диагностики, из-за чего родители, имеющие гены наследственной болезни, могут принять решение вообще не иметь детей?
Задания для группы № 4. «Этические принципы медицинской генетики»
1) Что выделяет этику генетики из других разделов биоэтики?
2) Когда и где были сформулированы этические принципы медицинской генетики?
3) Назовите основные этические принципы медицинской генетики.
Задания для группы № 5. «Юридические аспекты генной инженерии»
1) Какие юридические проблемы порождает генная инженерия? Приведите примеры.
2) Какие правовые акты гарантируют соблюдение прав человека при проведении генно-инженерных исследований?
3) Существуют ли правовые документы, определяющие обязанности государств по обеспечению научных исследований в области генной инженерии?
В процессе подготовки к уроку учитель проводит консультации, помогает найти нужную литературу, составить план выступления, отобрать фактический материал и т.д. Школьники собирают материал по вопросам и заданиям семинара. Каждая группа иллюстрирует выступление по своему вопросу рисунками, схемами, графиками и т.д. Количество учеников, выступающих в ходе семинара от каждой группы, нами никак не ограничивается.